КАК ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ 3хЛЕТ

Как заниматься с ребенком 3 лет дома


Здесь Вы найдете список привлекательных и развивающих дел и игр. Обратите внимание на ссылки, перейдя по которым Вы сможете получить более подробную информацию о тех или иных занятиях. Для начала обозначим «естественные» дела (назовем их естественными, поскольку они не требуют никакой длительной подготовки со стороны родителей), которые могут стать настоящими развивающими играми для ребенка

Простые развивающие занятия для детей 3 лет дома

Дело № 1. Помощь по дому. Для трехлетнего малыша нет ничего более увлекательного, чем принимать активное участие в маминых и папиных делах. Поэтому настоящее удовольствие ребенок получит в том случае, если разрешить ему мешать тесто на кухне, протирать стол, подметать пол и поливать растения. К сожалению, очень многие родители стремятся оградить детей от бытовой стороны жизни (ведь когда кроха вертится на кухне, все дела останавливаются: во-первых, он во все вмешивается, а во-вторых, родители сами «замедляются», боясь причинить вред маленькому помощнику). Однако тревога за ребенка в большинстве случаев беспочвенна! В три года малыш уже знает о том, что плиту нельзя трогать, поскольку она горячая. А вот польза от этих дел огромна! Так, например, известный педагог Мария Монтессори отмечала этот детский интерес ко взрослым делам и их развивающий потенциал: ребенок не только узнает о том, как устроена жизнь взрослых, он познает мир и его физические законы, происходит бурное развитие сенсомоторики. А уж о том, что именно в три года прививается любовь к порядку и полезным для окружающих делам и говорить не стоит! Допустив малыша к запретным и вместе с тем желанным хозяйственно-бытовым обязанностям, мы предупреждаем последующую подростковую проблему «в моей комнате бардак, но мне в нем уютно и я знаю, где что лежит».
Итак, что же мы можем позволить ребенку 3 лет? Вместе с малышом Вы сможете нарезать отварные овощи для винегрета (попутно повторив цвета), разрезать формочками тесто для печенья (обсудив формы), сформировать из теста пирожки и плюшки (ничего, что они будут кривоваты, зато ребенок освоит формообразующие движения: скатывание и раскатывание шарика в колбаску, например), замесить это самое тесто (повторив сказку «Колобок»). Ребенок под Вашим присмотром сможет сам помыть посуду, подмести пол, опрыскать растения из пульверизатора, насыпать сухой корм животному. И многое другое! Однако здесь есть один маленький секрет. Домашние дела тогда станут полезными для развития ребенка, когда взрослые перестанут его одергивать, повышать голос (например, если малыш пролил что-то на пол). Ключевое условие превращения каждодневных занятий в развивающие – это общение! Проговаривание всего происходящего, поощрение усилий помощника, а также использование ситуации для решения актуальных задач развития трехлетки.
Читайте о том, какие домашние дела можно доверить ребенку, а также о том, как они могут усложняться от возраста к возрасту в статье: Как научить ребенка помогать по дому
Дело № 2. Совместная «работа». Современный мир устроен так, что родители часто работают дома. Малыш в три года уже хорошо понимает, что маме или папе нужно время на то, чтобы сосредоточиться над отчетом или написанием диплома. Для того чтобы ребенок чувствовал себя «как взрослый», предложите и ему поработать вместе с Вами. Выдайте ему карандаши и бумагу – пусть рисует. Учтите однако, что в три года не так-то легко усидеть за одним и тем же делом дольше 15 – 20 минут. Будьте готовы к тому, чтобы через 20 минут выдать малышу наклейки (пусть украсит свой рисунок), раскраски (пусть теперь раскрасит уже готовые картинки), яркую ленточку (пусть развесит ее на стене и прикрепит е ней рисунки – получится выставка).
Вы вроде бы занимаетесь каждый своим делом, но для ребенка это значит очень многое: папа работает, и он тоже. Есть и еще одно преимущество таких вот дел рядом. Вы не контролируете каждый шаг и движение ребенка. А значит, он предоставлен, в некоторой степени, самому себе. Как правило, именно в такие моменты дети совершают свои самые важные открытия: они начинают экспериментировать с изобразительными материалами (смешивая краски, размачивая грифель карандаша, пытаясь рисовать маминой помадой), с бумагой (складывая из размоченной бумаги замысловатые фигуры), с поверхностью стола (интересно, что лучше рисует по столешнице?). Таких возможностей для творчества ребенок никогда не получит под пристальным руководством взрослого. И если, корпя над отчетом, Вы поняли, что ребенок вот уже 15 минут, как ведет себя подозрительно тихо, будьте уверены: в эти секунды совершаются его маленькие открытия! Порадуйтесь за экспериментатора и подготовьтесь к генеральной уборке.
Дело №3. Баловство. Делом это никак нельзя назвать, но небольшая шуточная потасовка, катание ребенка на спине, игры в бумажный футбол (это, когда вместо мяча используется скомканная газета), битва подушками, прыгание наперегонки по коридору крайне важны для детского развития. Помните утверждение о том, что хорошее настроение – залог здоровья? Абсолютно правомерно оно и в такой формулировке: «Хорошее настроение – залог правильного развития ребенка». Эмоционально комфортная обстановка дома крайне важна.
Сделать из любых даже неприятных занятий (например, вставание по утрам) в шалость помогут статьи: Как весело начать день с ребенком – утренние игры Зарядка для детей 2 лет
Дело №4. Учимся играть в сюжетно-ролевые игры. У Вашего ребенка, наверняка, есть множество игрушек. Куклы, машинки, кубики и не только! В три года кроха должен уметь брать на себя определенную роль и развивать соответствующий сюжет: например, девочки представляют себя мамами, кормят своих кукол, выводят гулять, умывают и укладывают спать. Важно расширять детские представления о социальных отношениях и важных профессиях. Ребенку трех лет можно предложить поиграть во врача (хорошо бы купить соответствующий набор игрушечных предметов), в продавца, в водителя, в воспитателя. Важно, чтобы с этими ролями ребенок сталкивался в реальной жизни. То есть мы должны отыгрывать те сюжеты, которые он «подсмотрел» у взрослых. Например, Вы отвели кроху в парикмахерскую, теперь он может вооружиться расческой, заколками, усадить куклу перед зеркалом и попробовать себя в роли стилиста! Выбирая сюжеты для игр, следует отталкиваться от детского опыта.
Читайте о том, как следует учить ребенка играть с куклой, а также о том, всем ли детям предлагать игры в «дочки-матери» в статьях: Как научить ребенка играть Нужна ли мальчику кукла
Дело №6. Занимаемся творчеством. Все дети рождаются художниками. Они стремятся рисовать, лепить, клеить. Зачем им это? В изобразительной деятельности дети познают мир и выражают свои эмоции и представления, тренируют руку для письма. Но это ответ для взрослых. А если спросить детей, то они ответят: «Это весело!», «Это интересно!», «Я рисую, чтобы порадовать маму – подарю ей рисунок в подарок». Для того чтобы организовать полезные для развития ребенка занятия по рисованию, лепке и конструированию, родители могут купить программу (например, «Цветные ладошки» И.Лыковой) или воспользоваться разработками, выложенными в сеть.
На страницах нашего сайта Вы также найдете советы и конкретные ситуации развития изобразительной деятельности детей:
Итак, мы с Вами описали шесть идей полезного и легко организуемого досуга для малыша 3 лет. Не все из них можно назвать настоящей игрой. Однако если задуматься, играет ли ребенок, когда берет на себя роль родителя и заботится о своей любимой кукле Маше? Авторам сайта кажется, что дети всегда очень серьезны и искренни в своих делах и поступках.

Комментариев нет:

Отправить комментарий